С ностальгией по советской эпохе потребителю, у которого хоть часть жизни прошла в СССР, так хочется увидеть на упаковке товаров народного потребления знакомые четыре буквы «ГОСТ». И не нужно было никаких конкурсов, медалей и подобных знаков качества. Сделано по ГОСТу – вот и вся гарантия, что будет безопасно и вкусно.
С переходом к рыночной экономике мы лишились защитного поля ГОСТов: большинство производителей стало от них отходить, а со временем и сами ГОСТы перестали приравниваться к эталонному качеству. Какая ситуация с бутилированной водой?
На сегодняшний день основным документом, регламентирующим качество питьевой бутилированной воды на территории России является Технический регламент Евразийского экономического союза (далее по тексту ТР ЕАЭС 044/2017) «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». Документ вступил в силу 1 января 2019 года. Требования данного нормативного документа станут обязательными для всех производителей с 01.07.2020г. Именно ТР ЕАЭС 044/2017 устанавливает основные критерии безопасности воды в бутылках, процессов её производства, хранения, перевозки, маркировки и упаковки.
В соответствии с ТР ЕАЭС 044/2017 бутилированная вода может быть:
Очевидно, что в качестве приоритетного признака выступает способ водоподготовки, то есть какая обработка воды осуществляется перед её розливом по бутылкам, за исключением разве что питьевой воды для детского питания, которая представляет особую категорию.
С одной стороны, потребитель имеет неоспоримое право знать, за какой продукт он платит деньги: за воду, «созданную самой природой» или обработанную и подготовленную с использованием современных технологий. Но, к сожалению, информационные потоки СМИ и рекламы упорно убеждают потребителя, что вода напрямую «от природы» неоспоримо лучше той, что прошла водоподготовку. При этом последняя зачастую ассоциируется с «неживой» бесполезной для организма человека водой.
На самом же деле, природная питьевая вода может уступать по химическому составу и вкусовым качествам обработанной. Например, из одного источника бутилируются две торговые марки воды. Одна из них - в своём исходном состоянии, вторая дополнительно обогащается кальцием и магнием в виду их дефицита в исходной воде. В результате именно искусственно минерализованная вода будет представлять для человека большую ценность, так как соли кальция и магния придают приятный вкус, не говоря уже о пользе для организма при соблюдении установленных норм.
С этой точки зрения, подобное деление бутилированной воды выглядит не совсем справедливым и априори честным по отношению к потребителю.
А как было раньше?
До вступления в силу ТС ЕАЭС 044/2017 требования к качеству питьевой воды, расфасованной в ёмкости, определялись ГОСТ 32220-2013, в котором был принципиально иной подход к классификации бутилированной воды.
ГОСТ 32220-2013 выделял базовые признаки классификации воды:
Таким образом, вне зависимости от источника воды и способов водоподготовки приоритетом выступала польза питьевой воды для человека, и потребитель мог легко определить по маркировке, какую воду он покупает: только безопасную, или безопасную и оптимальную по качеству - сбалансированную по макро- и микроэлементам.
Отмена деления бутилированной воды на категории по качеству напрямую отразилась на уровне требований, установленных ТС ЕАЭС044/2017. Ранее показатели, по которым оценивалась питьевая вода, устанавливались СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к воде, расфасованной в ёмкости». В этом документе детализировано расписывались критерии для вод первой и высшей категории.
Так, в нём были выделены показатели физиологической полноценности, по которым для воды высшей категории устанавливались более узкие диапазоны значений. Например, общая минерализация. Для первой категории этот показатель не должен превышать 1000 мг/л, в то время как для высшей - соответствовать диапазону от 200 до 500 мг/л. Кроме того, допустимые показатели органического загрязнения, токсичных элементов для воды высшей категории преимущественно устанавливались ниже, чем для воды первой категории качества.
В ТС ЕАЭС 044/2017 часть показателей физиологической полноценности воды (кальций, магний, гидрокарбонаты) вообще не нормируются, и в целом за основу приняты нормы, относящиеся ранее к воде первой категории качества. Даже с точки зрения лингвистики очевидны различия в подходах к определению нормативов. В СанПин 2.1.4.1116-02 они так и назывались нормативами качества, а в ТС ЕАЭС 044/2017 – уже показателями безопасности.
Итак, на сегодняшний день нормативно-правовая база устанавливает минимальные требования, которые обеспечивают безопасность питьевой бутилированной воды. Говоря простым языком, главное, чтобы вода не причиняла вред здоровью человека. Подход к качеству бутилированной воды существенно упрощён. К чему это приведёт?
Сторонники нового подхода среди главных его плюсов отмечают, что он стимулирует развитие конкуренции в отрасли, так как появится больше производителей и новых торговых марок воды. Действительно, для производства воды высшей категории качества требуются сложные технологии, доступные по уровню квалификации персонала и бюджету далеко не всем производителям. Теперь, когда высшей категории качества нет, на рынок выйдут компании, не имеющие передовых технологий, для которых качество и состав воды не представляют никакой важности: они ориентируются всего на один критерий – продукт не должен быть опасен для здоровья человека.
Обыкновенные потребители бутилированной воды столкнутся с проблемой выбора, которая зачастую будет решаться вкусовыми предпочтениями: понравилась этикетка, вкус одной воды приятнее другой. При этом в нынешней экономической ситуации, когда реальные доходы населения падают, ключевую роль играет также цена продукции. Перед производителями встанет задача произвести максимально дешево, а не качественно, ведь по сути закон качества не требует – достаточно безопасности.
В результате уровень качества питьевой бутилированной воды в целом на рынке снизится, и только единицы производств будут развиваться в направлении улучшения вкусовых качеств воды, её полезности и физиологической полноценности для человека.
Уже в настоящем реальна ситуация, при которой технический условия (ТУ), разрабатываемые предприятиями-изготовителями воды устанавливают более строгие требования, чем основные нормативные документы в данной сфере, и, соответственно, производят воду более качественную, чем того требует закон.
Сейчас на этикетках бутилированной воды чего только ни увидишь: и природная, и обработанная, и высшая категория, и первая категория. Дело в том, что переходный период от ранее действующих стандартов к новым продлится до 1 июля 2020 года, поэтому в настоящее время в продаже можно встретить такое разнообразие наименований. При этом ГОСТ 32220-2013 не отменён.
Нормативно-правовое поле в сфере производства питьевой бутилированной воды развивается по пути упрощения. Закон ограничивается минимальным требованием – обеспечение безопасности. Зато именно ТУ, разрабатываемые предприятиями, зачастую направлены на повышение уровня качества продукции в отрасли, на поддержание репутации торговых марок компании и на заботу о потребителе.
Дополнительная нормативная документация по теме:
ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»
ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»
ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»
300036, г. Тула, Одоевское ш., д.81, оф.24